вторник, 4 марта 2014 г.

Шифруем слова.

Научиться правильно двигать языком и губами, легко и плавно дышать недостаточно для овладения правильным произношение звуков, необходимо научить детей различать отработанные звуки речи на слух и развивать слуховую память.
Развитие артикуляционных навыков (движений языка и губ) и фонематического восприятия (умения различать звуки на слух) должно сочетаться с развитием анализа и синтеза звукового состава речи, т. е.:
а. Умением слышать количество и последовательность звуков в слове и слов в предложении;
б. Умением объединять звуки в слоги, слова и слова в предложения         Развивая у детей эти умения, мы решаем 2 задачи:
1.     Ускорить процесс закрепления правильно произношения звуков в самостоятельной речи детей;
2.     Подготовить детей к обучению грамоте.
Наши дети могут:
1.     Определить заданный звук в ряду звуков. 
Например: звук «С»         С, Т, П, С, К, К, Ф, С.
2.     Определить наличие заданного звука в слове:  звук «С»    Суп, мак, дом, Сын, бык, ноС, оСа
3.     Назвать:
- первые звуки в слове (гласные и согласные)     Аист, Самолет
- гласный звук в середине слова   мАк, дУб
- последний (согласный) звук в слове   маК, коТ
Сегодня мы подошли к очень нужной работе: научиться слышать последовательность звуков в слове типа: мак, суп, шум, и составить такое слово в виде схемы, где звуки обозначаются нужными значками. Обратите внимание: мы учили детей определять согласные и гласные звуки в словах. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Большинство согласных букв обозначают 2 звука. Так, например, звук «С» в словах: самокат, сумка, сынок, соль, нос, и мягкий звук «Сь» в словах: сетка, апельсин, сила, лисенок, сюда, лось. Исключения: звуки «Й», «Ч», «Щ» всегда мягкие, звуки «Ц», «Ш», «Ж» всегда твердые.
Чтобы составить схему слова, надо на первых этапах немного облегчить задачу ребенку . Утрированно произносим последовательно каждый звук в слове и обозначаем каждый звук нужным символом.

С  У  П                          _______ - прямой чертой обозначаем слово
О  О  О                          О - обозначается твердый согласный звук
                                     О  - обозначается гласный звук
Л О С Ь                       О - обозначается согласный мягкий звук (если он есть в слове)
О  О  О

К И Т
О О О

Для формирования звукового анализа и синтеза полезно будет обратное действие – составление (синтез) слов из заданного набора звуков. Вы говорите ребенку: «Сейчас мы поиграем в слова. Я буду бросать тебе звуки, собирай их, а потом догадаешься, какое слово получилось и скажешь мне». Например: С….О…..М
                                 Н….О…..С
                                 К….О…..Т
Интересным вариантом этого задания будет игра под названием «Ребус». Ребенку предъявляются 3 картинки

                             
               Собака                         Облако                                             Мак
                         \                                               |                                           /
                          \                                              |                                          /
                                           
                                                          СОМ
Взяв от каждого слова по первому звуку, составляем новое слово.

Комментариев нет:

Отправить комментарий